Статьи | Рассказы и повести о мастерах и стилях ушу. Часть2

Скрытность и таинственность

Скрытность и таинственность - своеобразные черты традиции У ЛИНЬ.

Некоторые черты и принципы, характерные для культуры воинских искусств Китая, не всегда понятны людям, не имеющим отношения к ним. Принципы и понятия, на которых строятся отношения между представителями У ЛИНЬ (мир ушу), формировались несколько сотен лет. Без знания глубоких традиционных корней разобраться в тонкостях и хитросплетениях традиционного подхода в передаче знаний практически невозможно. Немалую роль в развитии стилей и направлений, школ играли конкретные личности. Родственность теоретических или практических методов и даже родственные связи часто отступают на второй план перед традицией социальных отношений (учитель - ученик) и личным расположением сердец. Поэтому тонкости традиционного ушу могут быть переданы только в <живой> человеческой среде. Ограничиться академическим преподаванием традиции в аудиториях и залах значит почти уничтожить ее. Учить тонкому пониманию можно только примером и опытом собственной жизни при взаимном расположении учителя и учеников. Традиция такого подхода к передаче знаний, собранная и систематизированная учителем учителей - Кун Цзы, кристализовалась в течение 2500 лет. Практически все корни традиционных искусств уходят глубоко в эту питательную почву. В современном мире жизненные силы этой почвы иссякают, и корням искусств неоткуда брать силу и энергию. Поэтому цветы и плоды на ветвях традиционных искусств расцветают и созревают редко. А старые мастера уходят, не успевая или не желая передать накопленный опыт.

У Тунань.

Очень многие любители китайского ушу знают этого мастера, прозванного <Богом долголетия У ЛИНЬ>. Мастер У Тунань монгол по происхождению (его имя и фамилия на родном языке звучат - Улахань Улабу). Всю свою долгую жизнь (19.02.1884 - 10.01.1989) мастер посвятил не только постижению и совершенствованию воинских практик. Большое внимание он уделял изучению традиционной и классической медицины, каллиграфии, живописи.

Работа У Тунаня - Великие плоды у линь.

Много занимался преподавательской деятельностью в учебных заведениях Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, Нанкина. Опубликовал несколько книг по теории и практике Тайцзи цюань.

Практически все, кто слышал о мастере У Тунане, знают его как представителя традиции стиля У ши тайцзи цюань, но практически очень узкий круг людей знает, что мастер У Тунань унаследовал очень редкую разновидность стиля тун бэй цюань у непобедимого мастера Чжан Се. У Тунань был достаточно обеспеченным человеком. Поэтому, чтобы снискать расположение пожилого мастера (который не принимал в ученики, практически, никого) и получить возможность перенять его опыт и знания, У Тунань купил для него в Пекине целую усадьбу.

Техника непобедимого Чжан Се называлась У хоу тун бэй цюань - техника тунбэй пяти обезьян и передавалась долгое время только в семье Чжан. У Тунань был последним из учеников, которых обучал Чжан Се. У Тунань демонстрировал и преподавал только технику Тайцзи цюань, которой он обучался у У Цзиньцюаня и сына Ян Лучаня Ян Шаохоу. Технику Ухоу тунбэй цюань, которой владел в совершенстве, не только не передавал, но даже запрещал фотографировать ее в своем исполнении. Трудно сказать, почему мастер, с таким трудом получивший знания редкого стиля, так и не передал его никому. Возможно, не встретил достойного преемника на протяжении 105 лет своей жизни или же строго соблюдал какое-либо обещание. Здесь чувствуется традиционный взгляд старого мастера на подобные вопросы. Плох он или хорош, трудно ответить однозначно.

Практически все, кто слышал о мастере У Тунане, знают его как представителя традиции стиля У ши тайцзи цюань, но практически очень узкий круг людей знает, что мастер У Тунань унаследовал очень редкую разновидность стиля тун бэй цюань у непобедимого мастера Чжан Се. У Тунань был достаточно обеспеченным человеком. Поэтому, чтобы снискать расположение пожилого мастера (который не принимал в ученики, практически, никого) и получить возможность перенять его опыт и знания, У Тунань купил для него в Пекине целую усадьбу. Техника непобедимого Чжан Се называлась У хоу тун бэй цюань - техника тунбэй пяти обезьян и передавалась долгое время только в семье Чжан. У Тунань был последним из учеников, которых обучал Чжан Се. У Тунань демонстрировал и преподавал только технику Тайцзи цюань, которой он обучался у У Цзиньцюаня и сына Ян Лучаня Ян Шаохоу. Технику Ухоу тунбэй цюань, которой владел в совершенстве, не только не передавал, но даже запрещал фотографировать ее в своем исполнении. Трудно сказать, почему мастер, с таким трудом получивший знания редкого стиля, так и не передал его никому. Возможно, не встретил достойного преемника на протяжении 105 лет своей жизни или же строго соблюдал какое-либо обещание. Здесь чувствуется традиционный взгляд старого мастера на подобные вопросы. Плох он или хорош, трудно ответить однозначно.

Ван Пэйшэн

Учитель Ван Пэйшэн (Ван Лицюань) очень известная личность в мире ушу. Родился в провинции Хэбэй в 1919 (1916?) году. В возрасте 3 лет переехал с семьей в Пекин. С раннего детства всем сердцем полюбил занятия воинским искусством. Практически все, кто слышал о мастере Ван Пэйшэне, знают, что он мастер стиля У ши тайцзи цюань. Но очень не многие знают, что он является преемником традиции многих редких традиционных техник угун и нэйгун. Его знания подобны драгоценным жемчужинам, оберегаемым от глаз посторонних наблюдателей. Обучение технике багуа чжан Ван Пэйшэн начал под руководством известного мастера Ма Гуя (<Пансе Ма>, <Му Ма>) ученика Инь Фу и Дун Хайчуаня. Изучение техники син и цюань и совершенствование багуа чжан продолжал у мастера Хань Муся. У учителя Ян Юйтина изучал технику У ши тайцзи цюань и владение 18 классическими видами оружия. На совершенствование мастерства Ван Пэйшэна большое влияние оказал мастер тайцзи цюань Ван Маочжай. Знанием и опытом своих стилей с ним делились известные мастера: Чжан Ляну (тань туй), Лян Цзюньбо (тунбэй цюань), У Сюфэн (бацзи цюань), Чжао Жуньтин (син и цюань). Ван Пэйшэн был дружен с мастерами У ЛИНЬ Гао Жуйчжоу (ученик Ли Жуйдуна - <Носатый Ли>), Чжан Литаном (ученик Ли Шувэня - <Ли - волшебное копье>).

Свое мастерство Ван Пэйшэн доказывал и в реальных поединках с японскими солдатами во время войны 1937-38г. Также Ван Пэйшэн побеждал японских бойцов, приезжавших в Пекин 1981г. После этого они уважительно называли Ван Пэйшэна - <Ван - Железный архат>.

Мастер Ван Пэйшэн, воспитанный в старых традициях, очень строго относится к передаче знаний и преподаванию угун и нэйгун. Обычно для интересующихся демонстрирует и преподает технику У ши тайцзи цюань.

Технику работы с оружием очень редко. Технику Инь ши багуа чжан и некоторые другие техники багуа чжан и нэйгун только личным ученикам. Знаниями и опытом старый мастер делится очень скромно и, можно сказать, неохотно.

Интересное сравнение привел один из учеников Ван Пэйшэна: <Знания учителя можно сравнить с одеждой, хранящейся в сундуке. Первым слоем хранится У ши тайцзи цюань, вторым - техника фехтования традиционным оружием, ниже техника Инь ши багуа чжан и так далее. Сколько всего драгоценных одежд и каких хранит мастер Ван Пэйшэн никто, кроме него, сказать не может>.

Мастера старого поколения, прежде всего, ценят и стараются сохранить моральные принципы ДЭ и преданность искусству, на которых строилась передача знаний в прошлые времена. В наш суетный и скоростной век большинство людей не видит ценности старых традиционных принципов и придают им, в основном, антикварное значение. Во многом из-за подобного положения дел бесценный опыт старых учителей может затеряться и исчезнуть в суете времени. Хотя в мире все относительно, и хочется верить в старую китайскую поговорку <В Китае ничто не умирает, хранители находятся всегда>.


источник